Пряма лінія

Какой Ваш взгляд на скандальный законопроект о проведении массовых сборов. Расцениваете ли вы его, как один из самых демократических или он требует доработки?

Прежде всего, я бы хотела напомнить не простую предысторию появления данного законопроекта в Парламенте. Еще в 2000 году отсутствие законодательного регламентирования мирных сборов негативно повлияло на проведение оппозицией мирных массовых мероприятий. Их организаторы руководствовались прямым действием Конституции, а органы местного самоуправления — Указом Президиума ВС СССР от 28 июля 1988 года. Тогда стороны противостояния не нашли правового решения конфликта. Поэтому Конституционный Суд Украины в своем Решении от 19 апреля 2001 года указал, что форма мирных сборов, места и периоды их проведения, порядок уведомления местной власти — все это должно регулироваться отдельным законодательным актом.

В 2004 г. на рассмотрение в Верховную Раду было подано несколько законопроектов о мирных сборах, в дальнейшем отклоненных Парламентом. 6 мая 2008 года Правительство Тимошенко разработало проект закона № 2450. На этапе подготовки, этот документ получил рекомендации Венецианской Комиссии Совета Европы, которые так и не были учтены.

В таком недоработанном виде, 3 июня 2009 года законопроект № 2450 был принят в первом чтении и получил большое количество замечаний со стороны правозащитников и Венецианской комиссии Совета Европы. В феврале-мае 2010 года этот законопроект существенно улучшила рабочая группа Комитета Верховной Рады Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений, в которую вошли народные депутаты, юристы, политологи и представители общественных организаций. И только к середине мая текущего года проект закона № 2450 был направлен на второе чтение в Парламент.

Законопроект действительно подвергся существенной доработке. Профильный Парламентский комитет постарался учесть все основные международные стандарты в сфере мирных сборов, а так же замечания отечественных и международных экспертов. Приведу конкретные примеры. Так была изъята одиозная норма об уполномоченном местной власти, в полномочия которого хотели внести право останавливать мирные сборы граждан. Разработчики изъяли неправомерную норму относительно прекращения мирного собрания без решения суда. Были включены такие понятия, как «спонтанные сборы», «контрсборы» и «одновременные мирные сборы». Поэтому нынешний вариант проекта закона № 2450 можно назвать либеральным и соответствующим международным стандартам. Он предусматривает четкие меры для эффективной защиты свободы мирных сборов от необоснованного вмешательства со стороны органов власти.