Публiкацiї

Интернет-конференция Ирины Бережной на сайте Партии регионов: «Судебная процедура будет значительно оптимизирована, причем в интересах простых граждан»

11.06.2010

Народный депутат Украины от Партии регионов, председатель подкомитета по вопросам защиты прав, свобод, интересов граждан и систематизации, адаптации законодательства Украины к международно-правовым стандартам в сфере правосудия и статуса судей Комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Ирина Бережная в ходе интернет-конференции на сайте Партии регионов ответила на вопросы читателей, связанные с инициированным Президентом Украины Виктором Януковичем законом «О судоустройстве и статусе судей».

Маргарита Семеновна: - Здравствуйте! Во-первых, хочу поблагодарить за организацию такой конференции. Очень давно хотела пообщаться с вашими депутатами, хотя бы в таком режиме. По судебной реформе хочу задать два вопроса.

1. У меня сын учится на юриста, 5 курс. Действительно ли у него есть перспективы стать судьей в связи с введением экзаменов? Когда эта система заработает?

2. Я слышала, что судебной реформой повышаются зарплаты судей. Насколько? Хватит ли в госбюджете денег для этого?

- Добрый день! Огромное спасибо за проявленный интерес и Ваши вопросы. К сожалению, мы ограничены во времени, поэтому заранее приношу извинения, если не успею ответить на все вопросы, но буду стараться по максимуму. Очень приятно, что мне выпала честь стать первой участницей нового проекта пресс-службы Партии регионов и открыть дебютную Интернет-конференцию.

 Итак, в законопроекте «О судоустройстве и статусе судей» № 6450 от 31.05.2010 г., который был подан в парламент Президентом как неотложный и имеет все шансы быть принятым в ближайшее время, социальный статус и обеспечение судей существенно повышается. Но вместе с этим повышается и их ответственность и требования к исполнению профессиональных обязанностей. Во всех развитых странах судьи - состоятельные люди. С другой стороны, уровень их ответственности гораздо выше, чем сейчас у украинских судей. Поэтому и коррупция в судейской среде там намного ниже.

В законопроекте должностной оклад судьи местного суда предполагается определить в размере 15 минимальных заработных плат, установленных законом. Зависимость размера заработной платы судьи от размера минимальной заработной платы обеспечит ежегодное увеличение зарплаты судьи, поскольку размер минимальной заработной платы увеличивается ежегодно законом о государственном бюджете. После введения положений этого закона должностной оклад судей, например, местного и апелляционного судов вместе с доплатами увеличится в среднем более чем в 2,5 раза. Должностные оклады других судей предлагается установить пропорционально должностному окладу судьи местного суда в таком размере: судьи апелляционного суда - 1,1; судьи высшего специализированного суда - 1,2; судьи Верховного Суда Украины - 1,3. Кроме того, проектом предусмотрена ежегодная доплата судьям за выслугу лет. Что касается Вашего вопроса относительно назначения судей, то данный законопроект предлагает совершенно новый для Украины механизм, согласно которому любой талантливый юрист имеет реальные возможности стать судьей на абсолютно прозрачно, конкурентной основе. Для этого следует иметь соответствующее образование, опыт работы и сдать анонимный экзамен с прямой видео-фиксацией этого процесса в Высшей квалификационной комиссии судей.

Антон Павлович: - Законопроект Президента про судоустрій передбачає внесення змін до багатьох процесуальних норм. Що очікувати? Що зміниться конкретно?

- Дійсно планується внесення змін до Кодексу адміністративного судочинства України, Господарського процесуального кодексу України, Цивільного процесуального кодексу України. Судова процедура буде суттєво оптимізована, причому в інтересах звичайного громадянина. Наведу конкретні приклади. Буде скорочено терміни розгляду справ у судах в порядку апеляційного та касаційного провадження. Пропонується, щоб термін касаційного розгляду справ зменшився в 2 рази, а скорочення термінів на оскарження судових рішень - з 30 до 10 днів. Той самий термін касаційного розгляду скарги в господарському процесі зменшується в два рази – з двох до одного місяця. Пропонується також скасувати можливість направлення справ на новий розгляд. В адміністративному процесі пропонується запровадити виклик до суду шляхом надсилання тексту повістки електронною поштою, факсимільним повідомленням (факсом, телефаксом).
Бюрократична тяганина в судах буде суттєво зменшена: пропонується скасовувати інститут заяви про намір на апеляційне оскарження, а також унеможливлюється затягування розгляду справ через механізм оскарження процесуальних ухвал. Будь-який громадянин зможе, нарешті, оскаржити бездіяльність влади не в чотирьох судових інстанціях як зараз, шукаючи правди протягом декількох років, а в адміністративному суді в п’ятиденний термін. Це, звичайно, не повний перелік змін, але якщо прочитаєте цей законопроект, то зрозумієте, що всі вони суттєво обмежують можливості затягування судового процесу.

Сергей: - Добрый день! У меня вопрос один: меня интересует ваше личное впечатление от состояния судебной системы в других странах. Если можно, с конкретными примерами. Спасибо!

- «Другие страны» - это понятие растяжимое. Есть страны Евросоюза, США, Канады, с многовековыми традициями в судебной системе, а есть страны третьего мира, где разгул коррупции еще похлеще, чем в Украине. Обобщать их опыт нужно очень сбалансировано и внимательно. И даже у развитых стран не следует все слепо копировать.

 Каждая страна должна пройти свой путь судебной реформы, каким бы тяжелым он ни был. Я являюсь главой подкомитета по вопросам защиты прав, свобод, интересов граждан и систематизации, адаптации законодательства Украины к международно-правовым стандартам в сфере правосудия и статуса судей, поэтому очень хорошо знаю, что Украине нужна кропотливая, но при этом сбалансированная работа по имплементации зарубежного опыта в сфере развития судебной системы и статуса судей.

Относительно конкретных примеров, могу сказать, что высоко оцениваю опыт Великобритании в судебной системе. Заслуживает внимание их порядок отбора на должность судей - ими становятся высокопрофессиональные адвокаты, которые собственной практикой доказали, что достойны судейской мантии. Кандидатуры обсуждаются действующими судьями, которые изучают проведенные претендентами судебные дела. Для того, чтобы получить статус судьи, претендент сначала должен поработать помощником судьи, чтобы приобрести опыт. После этого он проходит комплексное тестирование, по результатам которого определяется его пригодность и подготовленность к судейской работе. Существует также испытательный срок для вновь назначенного судьи, который не превышает пяти лет. Согласитесь – достаточно серьезная селекция.

В Великобритании и США действует интересное общее правило: судья, срок полномочий которого формально не ограничен, занимает пост до тех пор, пока «держится достойно». Согласно Конституции США судья занимает пост, пока его «поведение остается безупречным», но в то же время основания для импичмента определены довольно четко: государственная измена, взяточничество или другие серьезные правонарушения.

Владимир: - Вы уже давно у власти, и до сих пор не сделали фильмы в кинотеатрах на русском языке.

Украинский язык в кино, насколько я знаю, был установлен подзаконным НПА, следовательно, чтобы вернуть русский в кино, нужно просто отменить этот акт; не нужно принимать никаких законов и т.д. ЧТО СЛОЖНОГО? Не будет русского в кино - буду голосовать за Тигипко.

З.Ы. Я серьезно.

- Спасибо большое за актуальный вопрос, хоть он и не касается темы нашей сегодняшней он-лайн-конференции, я с удовольствием на него отвечу. Насколько Вам известно, моя жесткая позиция заключается в том, что абсолютно незаконный и противоречащий Конституции приказ Минкульта № 1 от 18 января 2008 года, устанавливающий обязательное дублирование зарубежных кинофильмов на украинский язык, подлежит немедленной отмене. Он противоречит положениям Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, Конституции Украины, Закона Украины «О кинематографии», решению Конституционного суда от 20 декабря 2007 года. Так, статья 14 Закона Украины «О кинематографии» устанавливает, что зарубежные фильмы перед распространением в Украине обязательно должны быть дублированы или озвучены, или субтитрированы на государственном языке или дублированы, или озвучены, или субтитрированы на языке национальных меньшинств. То есть согласно этому закону ситуация является правомерной, когда, например, англоязычный фильм дублирован на русский, но имеет украинские субтитры. Конституционный Суд своим решением от 20 декабря 2007 года полностью подтвердил положения данного закона. Сейчас происходит очевидное нарушение иерархии правовых норм, так как подзаконные нормативные акты, которыми являются приказы министерств, не могут противоречить нормам Конституции и Закона.

29 апреля 2010 года в Кабмине во главе с Вице-премьером Владимиром Семиноженко прошел «круглый стол» по вопросам дубляжа фильмов на украинский язык. Я непосредственно обратилась к Вице-премьеру с инициативой создать рабочую группу по изучению обстоятельств нарушения действующего законодательства со стороны органов власти в сфере кинематографии. Инициатива была поддержана, и означенная группа начала свою работу. У меня есть все основания предполагать, что противоречащий законодательству Украины приказ Минкульта № 1 будет в скором времени отменен.

Николай: - Меня в судебной реформе возмущает одно - как так быстро Администрации Президента удалось написать такой супер-классный законопроект?

Странно, что вас не возмущает то, что судебная реформа в Украине «пробуксовывает» с 2001 года. Или то, что судебная система погрязла в коррупции и бюрократизме. Президент Украины Виктор Янукович провозгласил курс на усовершенствование судебной системы, которая должна стать эффективной, справедливой и доступной для каждого гражданина. Этого требует не только евроинтеграционный курс нашего государства, но и объективные реалии, так как суды просто перестали выполнять свою основную функцию - защищать законные права граждан.

- Все это легло в основу принятия решения Президентом Украины Виктором Януковичем о создании рабочей группы по вопросам судебной реформы, перед которой были поставлены задачи по усовершенствованию судебной системы. В нее вошли представители органов власти и высших учебных заведений, судьи, научные работники и народные депутаты Украины. Очевидно, что только путем четкого законодательного регламентирования можно создать эффективно работающую судебную систему и сделать правосудие доступным для каждого гражданина. В результате кропотливой и эффективной работы данной группы появился проект Закона «О судоустройстве и статусе судей», который 3 июня 2010 года был принят Верховной Радой Украины в первом чтении.

Илона Григорьевна: - Зачем урезаете штат Верховного Суда???

- Большое спасибо за вопрос. Для того, чтобы дать Вам максимально полный ответ, хотела бы начать с того, что в обсуждаемом нами законопроекте «О судоустройстве и статусе судей» согласно рекомендаций Венецианской комиссии предполагается создание Высшего специализированного суда по разрешению гражданских и уголовных дел, который вместе с Высшим административным и Высшим хозяйственным судами Украины будут функционировать как суды кассационной инстанции.

 Что касается статуса Верховного Суда Украины, он будет приведен в соответствие с требованиями Конституции Украины и решения Конституционного Суда Украины от 11 марта 2010 года № 8-рп/2010ом, в котором указано, что ВСУ не имеет права рассматривать дела, которые уже были предметом рассмотрения ВАСУ и ВХСУ, в порядке повторной кассации.

При этом действующим судьям Верховного Суда Украины будут созданы условия для перехода по упрощенной процедуре в новый Высший специализированный суд Украины, который будет рассматривать гражданские и уголовные дела, а также для перехода в другие суды. Социальные гарантии, установленные для судей Верховного Суда Украины, будут тоже сохранены.

Количество судей Верховного Суда Украины предполагается уменьшить до 20 - по 5 судей от каждой специализированной юрисдикции (гражданской, криминальной, хозяйственной, административной), так как существующая четырехпалатная система Верховного Суда и его численный состав почти из 100 судей были созданы под функцию кассационной инстанции, которая противоречит Конституции Украины и вышеуказанному решению КСУ.

Иван: - Добрый день!

Ирина, видел Ваше выступление на «Эре». Очень понравилось и даже заинтересовался судебными изменениями. Скажите, действительно ли у нас, простых граждан, появится шанс на справедливое правосудие?

- Спасибо, Иван. Я частично уже ответила на Ваш вопрос в предыдущих ответах. Но если законопроект «О судоустройстве и статусе судей» будет принят, суды действительно станут доступнее для всех граждан Украины. С одной стороны, уменьшится коррупция в судах, так как будет серьезно ужесточена ответственность судей, а процедура их назначения станет абсолютно прозрачной. К тому же, уровень социального обеспечения судей значительно повысится, а соответственно повысятся гарантии их независимости. С другой стороны, система судоустройства станет более структурированной и упрощенной. Все это делается с единой целью: создать судебную систему, доступную для граждан и увеличить степень их правовой защиты.

Аркадий: - Что произошло с Венецианской комиссией? Она дала или нет заключение по законопроекту? И еще меня интересует - насколько ее заключение важно для Украины? Спасибо.

- Как известно, 9 июня в Италии состоялось заседание Венецианской комиссии - Европейской комиссии за демократию через право. Венецианская комиссия на своем заседании одобрила предложенный Президентом Украины Виктором Януковичем законопроект «О судоустройстве и статусе судей».

Члены Венецианской комиссии позитивно восприняли тот факт, что законопроект разработан на основе европейских стандартов и предусматривает значительное сокращение полномочий Президентом Украины и Верховной Радой Украины в целях укрепления независимости и деполитизации судебной системы.

Европейским экспертам также понравилось, что в законопроекте реализованы рекомендации Венецианской комиссии о предоставлении судьям большинства мест в составе Высшего совета юстиции. Был одобрен и отказ Президента и Парламента от квот в составе Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Аноним: - Неужели вы действительно верите, что ваша судебная реформа что-то изменит?

- Реформаторский путь никогда не бывает простым. Уже сейчас очевидно, что дальнейшее осуществление судебной реформы тоже будет нелегким. Чтобы добиться заметного успеха, придется посягнуть на «неприкосновенные постулаты», которые долгие годы навязывались обществу теми, кто стоял за коррупцией в судебной системе, поэтому Президенту Украины и представителям власти понадобится поддержка общества. Отвечая на Ваш вопрос, могу утвердительно сказать, что верю в эффективность данной судебной реформы, которая качественно изменит отношение граждан к судам и правоохранительных органам в целом и поможет вернуть утраченное доверие.

Николай М.: - А что останется в функциях ВСУ? Его вообще расформируют?

- Как я уже говорила, ВСУ останется, но его статус приводится в соответствие с Конституцией Украины и решением Конституционного Суда Украины. За Верховным Судом Украины останутся полномочия относительно пересмотра дел по таким основаниям:

- в случае неодинакового применения судами кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что повлекло за собой принятие противоположных судебных решений;

- установление международными судебными учреждениями, юрисдикция которых признается Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при рассмотрении дела в суде.

Анрі: - Чому, нарешті, не створити суд присяжних в Україні? Що заважає? Може, тоді і про корупцію в судах ми забудемо?

- Дуже дякую за запитання. Безперечно, головна мета суду присяжних – участь громадян у процесі судочинства і контроль над судовою владою. З тих пір, як у Конституції України з'явилися статті 124 і 127, що передбачають створення суду присяжних, суперечки навколо цього органу не вщухають. В статті 124 Конституції України зазначено, що народ безпосередньо бере участь у здійсненні правосуддя через народних засідателів і присяжних. Однак інститут присяжних поки що не застосовується на практиці, оскільки для цього немає законодавчого фундаменту.

Невдала спроба була у 2003 році. Тоді у ВР надійшла нова редакція Кримінально-процесуального кодексу, 43-я глава якого була присвячена інституту суду присяжних засідателів. На жаль, законопроект так і не подолав «жорна» Парламенту, проте це не означає, що у «справі» поставлено крапку: впровадження в кримінальне судочинство судів присяжних може значно змінити існуючу судову практику. На підтримку створення у майбутньому суду присяжних в Україні висловлюється і Президент України Віктор Янукович.

Але ми маємо розуміти, що до питання введення суду присяжних слід ставитись надзвичайно відповідально. Відповідально з точки зору процедури, організаційних підвалин, державних фінансів та соціальних передумов.

З юридичної сторони дана форма правосуддя вимагає більшої чіткості кримінального закону, аби в суді присяжних щоразу не виникали потреби у перекваліфікації обвинувачення та направленні справи на додаткове розслідування.

Суд присяжних вимагає особливої процедури доказування та спеціальної підготовки суддів, прокурорів і адвокатів.

Суд присяжних – це суд змагальний, гласний. Сьогодні ж ми маємо кримінальний процес, в якому все, що відбувається під час досудового слідства, закрито та у письмовій формі. До такої досудової процедури суд присяжних не імплементується. В Росії зробили саме так – «примонтували» суд присяжних до таємної досудової процедури розслідування, відповідно, не отримали очікуваного ефекту.

Проблема фінансування суду присяжних також дуже нагальна. Знову ж таки, досвід Росії довів, що фінансування суду присяжних перевищує розмір фінансування державних судів. У свою чергу державне фінансування залежить від сталого розвитку економіки країни в цілому.

Ще одне болюче питання - програма захисту присяжних. Досвід Росії негативний і в цьому питанні - до цього часу не існує адекватної програми захисту присяжних. Тому виникають випадки їх підкупу чи навіть інколи залякування. В Америці засідателів, які беруть участь у процесах в резонансних справах, ретельно захищають. Їх облич не видно, імена, а тим більше адреси знає тільки обмежене коло осіб. У дорозі їх супроводжує охорона, кілька днів вони живуть у повній ізоляції.

Отже запровадити суд присяжних, не маючи реформованого кримінально-процесуального судочинства, основ нового доказового права, не маючи поваги суспільства до судів та суддів, не виділяючи належного фінансування для суду присяжних, - означає дискредитувати цю ідею. Але ми маємо планомірними реформами йти до запровадження такого інституту - це буде дійсний прорив у правосвідомості всього українського суспільства.

Андрущенко: - Для чого створюється Вища кваліфкомісія суддів? Це ж знову тиск на суддів!

- Враховуючи висновки Венеціанської комісії, пропонується, щоб замість десятків діючих кваліфікаційних комісій у кожній області, кваліфікаційних комісій господарських і адміністративних судів створити єдину постійно діючу Вищу кваліфікаційну комісію, яка буде займатися підбором суддівських кадрів, приймати екзамени, проводити спеціальні перевірки і здійснювати дисциплінарне провадження. Оприлюднення цієї інформації буде забезпечуватися на відповідному сайті Вищої кваліфкомісії та у засобах масової інформації.
Оскільки одним із основних завдань судової реформи є деполітизація судової системи, у процесі обрання, звільнення та притягнення до відповідальності суддів головну роль буде відігравати не Парламент та Президент, як зараз, а органи, в яких більшість становитимуть судді. Тобто це - Вища кваліфікаційна комісія суддів України та Вища Рада Юстиції. Таким чином ми суттєво підвищимо незалежність судової гілки влади.

Згідно з законопроектом Вища кваліфікаційна комісія суддів України діє у складі 11 членів, які мають вищу юридичну освіту і стаж роботи у галузі права не менше 20 років. До її складу входять: 6 суддів, які призначаються з'їздом суддів України; 2 особи, які призначаються з'їздом представників юридичних вищих навчальних закладів та наукових установ; 1 особа, яка призначається Міністром юстиції України; 1 особа, яка призначається Уповноваженим Верховної Ради України з прав людини; 1 особа, яка призначається головою Державної судової адміністрації України.

Відповідно до законопроекту член Вищої кваліфікаційної комісії суддів України для розгляду конкретної справи визначатиметься за допомогою автоматизованої системи, що забезпечить об’єктивність вирішення цього питання комісією. Також для забезпечення діяльності Вищої кваліфікаційної комісії суддів України та поліпшення якості проведення дисциплінарних розслідувань пропонується запровадити службу дисциплінарних інспекторів.

Антон: - Зараз суддями стають вчорашні студенти, синки та доньки суддів та різних начальників. Але їх кваліфікаційний рівень просто жахливий. Чи будуть якісь зміни щодо спеціальної підготовки майбутніх суддів?

- На жаль, вимушена з Вами погодитись, така проблема дійсно існує. Тому для забезпечення належного кваліфікаційного рівня суддів у законопроекті передбачено проходження спеціальної теоретичної підготовки у спеціалізованому юридичному вищому навчальному закладі четвертого рівня акредитації, а також створення Національної школи суддів України - державної установи зі спеціальним статусом, що буде забезпечувати практичну підготовку висококваліфікованих кадрів для судової системи та здійснювати науково-дослідну діяльність. Вона буде створена при Вищій кваліфікаційній комісії суддів України. В цьому закладі будуть отримувати практичну підготовку кандидати на посаду судді, чинні судді, яких або призначено на посаду вперше, або обрано безстроково. Спеціальні навчальні програми будуть розроблені і для працівників апаратів судів.

Анонім: - Чи будуть, нарешті, якісь гарантії для звичайних працівників суду? Чи у нас держава піклується тільки про суддів?

- Дуже дякую за запитання. Правовий статус працівників апарату суду буде визначатися Законом України «Про державну службу». За умовами оплати праці, матеріально-побутового, медичного, санаторно-курортного та транспортного забезпечення працівники апарату суду будуть прирівняні до відповідних категорій працівників апаратів центральних або місцевих органів виконавчої влади.

Юрист: - Прочитав у законопроекті № 6450 про судових розпорядників та дуже здивувався. Хто це? Охоронники, конвоїри чи секретарі?

- Дійсно, згідно з законопроектом буде створена служба судових розпорядників у кожному суді. Судові розпорядники будуть забезпечувати додержання особами, які знаходяться в приміщенні суду, встановлених правил, виконання ними розпоряджень головуючого в судовому засіданні.

Призначатися на посаду і звільнятися з посади вони будуть керівником апарату відповідного суду. Судові розпорядники будуть забезпечені форменим одягом, зразки якого затверджуються головою Державної судової адміністрації України.

Порядок створення та діяльності служби судових розпорядників буде також визначатися положенням, яке затверджується головою Державної судової адміністрації України за погодженням із Радою суддів України.

Наталия, Севастополь: - Ирина! Вы такая умничка! Молодая, красивая, умная! У меня маленькая дочка, она, когда видит Вас по телевизору, говорит: «Ввыросту и буду, как тетя Ира». Здоровья Вам, приезжайте в гости!!!

- Огромное спасибо за теплые слова С удовольствием приеду в мой любимый Крым со своей маленькой дочуркой, как только закончится очередная сессия Верховной Рады.

Большое спасибо всем участникам Интернет-конференции за профессиональные вопросы. Надеюсь, мои ответы помогли вам более детально разобраться в предлагаемом проекте судебной реформы, и мне удалось развеять мифы, которыми постоянно «пугают» общество наши оппоненты.

Источник:  partyofregions.org 

Коментарі:
wdxruvmvyos 05.07.2011 в 16:24
vgHikA , [url=http://lgtiumquuuku.com/]lgtiumquuuku[/url], [link=http://kaghxjswywsx.com/]kaghxjswywsx[/link], http://uzmtxvrsnroa.com/
yhrlmhc 04.07.2011 в 14:38
j9DTmT ihowxlubpjei
jfnpajfngpe 03.07.2011 в 16:36
cpr0sR , [url=http://qigufksimvdr.com/]qigufksimvdr[/url], [link=http://qgnxifrclfyo.com/]qgnxifrclfyo[/link], http://tdfbmokqgkik.com/
Heloise 02.07.2011 в 13:10
That's a mold-bareker. Great thinking!

Коментувати: